Равнение на потребление
Практические методы оптимизации закупочной логистики
«Время может все изменить, но лучше быть первым и повернуть ход событий так, как это нужно тебе», - этой фразой начал свое выступление начальник отдела управления цепочками поставок «METРO Кеш энд Керри Украина» Михал ЯНИКОВСКИ, рассказывая о принципах управления взаимоотношениями компании с поставщиками.
Успех компании на рынке зависит от того, насколько ее предложения отвечают потребностям клиентов. И задача ритейлера - обеспечить, чтобы востребованный покупателями товар постоянно присутствовал на полках его магазина. Для этого необходимо, с одной стороны, знать и понимать реальные потребности своей целевой аудитории, а с другой - оперативно и точно информировать о них поставщиков.
Показатели эффективности управления запасами
Тема управления запасами всегда была популярна в бизнес-среде, но с середины 2008 г. интерес к ней вырос многократно. Специалисты охотно делятся собственным опытом в данном вопросе и с интересом прислушиваются к размышлениям и выводам коллег. Не остался в стороне от дискуссии и руководитель компании «ТОС sprendimai» (Литва) Нериус Ясинавичус, имеющий 7-летний опыт управления производством и управленческого консалтинга, а также являющийся экспертом по Теории ограничений и Бережливому производству (Lean Production).
- До сих пор немало менеджеров уверены, что цель бизнеса - зарабатывать прибыль. Однако прибыль - это всего одна строка в отчетах. Многие компании уже оказывались в ситуации, когда прибыль есть, а денег нет, поскольку они заморожены в запасах, инвестициях или задолженности клиентов. Т.е. объем заработанных денег - важный, но не самый главный показатель.
Логистический аудит.
Торговля Китай-Украина
Как-то в КВН пошутили: «Все, что ни делается - делается в Китае». Для Украины, ввиду ее географического положения, логистических возможностей и особенностей рынка потребления, эта шутка очень похожа на правду. Немало компаний в нашей стране развивают «китайское направление», т.е. закупки и продвижение на рынок китайских товаров под мировыми, китайскими и собственными брендами. Давайте на примере проекта аудита логистической системы одной из таких фирм рассмотрим ряд классических ситуаций, в которых оказывается среднестатистическое предприятие, торгующее в Украине китайской продукцией.
В одной лодке
Взаимозависимость поставщика и ритейлера
Хотя экономическая ситуация в стране и в мире остается сложной, а эксперты сулят второй виток кризиса, нельзя не заметить, что настроение в бизнес-среде постепенно меняется к лучшему. Когда первая растерянность миновала, многие компании засучили рукава и начали строить жизнь по-новому. И сегодня они уже готовы рассказать о результатах применения новых технологий и инструментов и делиться опытом.
В частности, о том, что нужно, чтобы в кризисные времена не упасть, а вырасти в продажах, участникам Retail Industry Forum 2010, организованного Meeting Point Ukraine, рассказывал директор по рекламе и PR компании Ralf Ringer Александр ГРЕБ.
- Ralf Ringer живет и работает в тех же условиях, что и другие компании на постсоветском пространстве: падение покупательского спроса, высокие ставки аренды торговых площадей, отсутствие государственной поддержки бизнеса и т.д., и т.п. Тем не менее, нам удалось найти инструмент, который помогает успешно расти и развиваться даже в не очень благоприятных условиях. Мы назвали его взаимозависимостью поставщика и ритейлера. И его использование принесло уже конкретные результаты.
Так, по данным статистики, в прошлом году объемы продаж на обувном рынке России упали в среднем на 15-20%, причем некоторые сегменты (например, премиум) сократили обороты на 60-70%. В то же время наша компания сумела нарастить продажи в собственных магазинах и фирменной рознице в среднем на 17% (на 8% - в количестве пар). Выручка при этом также выросла на 17%.
Цель - продавать продажи
Любой бизнес создается для того, чтобы зарабатывать деньги. Когда-то удалось найти благодарную нишу, создать продукт, за который люди готовы платить, и в русле общего экономического роста все развивалось как бы само по себе. Но вот подъем приостановился, и вдруг обнаружилось, что владельцы и топ-менеджмент компаний не всегда хорошо понимают, что именно и кому продают. Соответственно, планировать пути дальнейшего развития бизнеса оказывается непросто.
В Региональном аграрном центре (РАЦ) «Шувар» найти ответы на жизненно важные для предприятия вопросы и внедрить в жизнь разработанные на этой основе прорывные решения помогло использование Мыслительных процессов Теории ограничений системы (ТОС).
Школа успешных продаж
Руководство практически каждого предприятия борется за повышение производительности труда. Но не все, к сожалению, добиваются желаемых результатов, поскольку в большинстве компаний отсутствуют процессы гармонизации между маркетинговыми, финансовыми, процессными и человеческими аспектами бизнеса. Но и помимо этого можно найти немало ошибок, не позволяющих в полной мере реализовать даже лучшие идеи тренеров и консультантов. К таковым чаще всего относятся такие факторы:
- в компаниях не учитывается фактор времени, необходимого для изменения поведения людей;
- эти изменения не закрепляются в стандартах и системе контроля;
- не проводятся проекты с целью внедрения изменений;
- полученные знания не формализуются для контроля их применения на практике;
- новые знания зачастую не соответствуют культуре организации и стилю управления;
- у руководителей нет навыков, которые предполагается создать у подчиненных.
Из-за этих недостатков тренинги обычно позволяют на 10-15% повысить эффективность работы торговых агентов, лично заинтересованных в развитии, да и то лишь на короткий срок - приблизительно через месяц все возвращается на круги своя, и в конечном итоге можно надеяться разве что на 3-4% повышения эффективности самомотивированных продавцов. Поэтому основной эффект тренинга при текущей ситуации - скорее эмоциональная разрядка, чем реальное обучение. И хотя это тоже необходимо, цель-то стоит иная!
Время простых решений
Есть такая украинская пословица: «У сусіда жінка завжди краща». Многим кажется, что больше всего трудностей именно в их бизнесе, а в других отраслях работать легче. Когда проезжаешь мимо магазинов стройматериалов, видишь, сколько там стоит машин, завидно становится. А если еще знаешь, что товар там дают на реализацию...
В компьютерном бизнесе на реализацию никто ничего не дает. Более того - расчеты дистрибьюторы ведут в долларах, и в кризисные времена это было очень критично. Но на каждом рынке свои условия, которые сложились, наверное, не случайно, и работать надо в той ситуации, которая есть.
Компания DiaWest работает на этом рынке уже почти 16 лет. Из одного магазинчика выросли в крупнейшую в Украине сеть по продаже компьютерной техники. К 2008 г. она насчитывала 92 магазина - мы поддались общей тенденции и стремились наращивать торговые площади, не особо считаясь с затратами. Однако в ноябре 2008 г., когда стало ясно, что экономическая ситуация изменилась, и «все вернется на круги своя» далеко не так скоро, как хотелось бы, более 30 магазинов было закрыто. Благодаря этому наша компания смогла выстоять, в то время как многие конкуренты уже не работают.
Подъем не за горами
Логичным следствием стабилизации и возобновления роста экономики, которые отмечаются сейчас во многих странах мира, является оживление на рынке грузовых автоперевозок. А оно, в свою очередь, ведет к повышению интереса к предложениям коммерческих автомобилей. Многие производители уже почувствовали этот интерес и спешат дать на него адекватный ответ.
Так, компания «Рено Тракс Украина» недавно открыла в Киеве второй дилерский центр - в этот раз на левом берегу Днепра. Основными направлениями его деятельности являются продажа новых и подержанных автомобилей Renault и их послепродажное обслуживание.
В гостях у синего слона
В первые дни лета компания Schmitz Cargobull AG организовала пресс-тур в честь выпуска 1000-й сцепки полуприцепов на заводе в Паневежисе (Литва). Местные журналисты и представители СМИ Украины, России и Беларуси получили массу интересной информации об истории и сегодняшнем дне крупнейшего в Европе производителя прицепной техники и его литовского подразделения - Schmitz Cargobull Baltic UAB, познакомились с гаммой его продукции, особенностями организации производства, достижениями и планами на будущее.
Основной вид деятельности Schmitz Cargobull AG - изготовление тентовых, изотермических, рефрижераторных и самосвальных полуприцепов, а также контейнеровозов. Оборот концерна в 2008/2009 финансовом году составил 1594 млн. евро. По объемам выпуска прицепной техники в 2008 г. он занимал первое место в Германии и Европе в сегменте изотермических кузовов (доля рынка 74% и 40% соответственно), тентовых (35% и 25%) и самосвальных полуприцепов (36% и 15%).
Попытка №№...
С февраля текущего года положение на рынке внутренних автомобильных грузоперевозок обсуждается практически на каждом логистическом мероприятии. Большинство участников этих дискуссий соглашаются, что существующие проблемы нужно решать совместно, объединяя усилия и согласовывая правила игры. Эта же идея обсуждалась за Круглым столом, прошедшим в рамках Всеукраинской конференции «Мобилизация ресурсов в цепочке поставок: прозрачность, контроль, результат», организованной компанией TradeMaster.
- Объединяться и владельцы грузов, и перевозчики предлагают давно, - сказал, открывая дискуссию, директор «Логистической мастерской», вице-президент УЛА Валентин МАЕВСКИЙ. - Многие пытаются что-то делать в этом направлении и иногда добиваются неплохих результатов. Например, вдруг обнаружилось, что Одесский порт теряет объемы растаможки грузов. Работать с этим портом трудно было всегда, плюс ценовая политика подвизающихся в нем перевозчиков оставляла желать много лучшего, но деваться было некуда. Однако ряд харьковских компаний, занимающихся экспедированием и таможенным оформлением грузов, нашли выход. Они объединили свои усилия с тем, чтобы вывозить грузы из Одессы наемным транспортом и проводить все таможенные процедуры в Харькове. Отношение к интересам клиентов в этой новой цепочке не в пример лучше, чем в порту, и очень скоро конгломерат оттянул на себя львиную долю предназначенных для Восточного региона грузов. В выигрыше и экспедиторы, и харьковские перевозчики, и грузовладельцы.
Но таких примеров, к сожалению, немного. Чаще под аккомпанемент разговоров о необходимости объединения грузовладельцы продолжают конкурировать за транспорт ценой.
Все на круг!
Весь прошлый год о ситуации на рынке транспорта говорили перевозчики. Встречались на форумах, собирали инициативные группы, даже совместно с правительством разрабатывали законопроекты и внедряли постановления, обосновывая минимально допустимые тарифы. А с начала 2010 г. место перевозчиков на форумах и встречах заняли грузовладельцы. Для этого были весомые причины.
Согласно предварительным оценкам, даже пиковые нагрузки конца декабря 2009 г., когда у всех производителей сезонно растут объемы отгрузок, должно было перекрыть избыточное на тот момент предложение транспорта. Как известно, в декабре компании выполняют годовой план, что входит в синергию с потребительской активностью накануне праздников, и своевременная доставка продукции к местам продаж чрезвычайно важна. Но к середине первой декады месяца все начали понимать, что транспорта не хватает. Тарифы перевозчиков резко пошли вверх, и для большинства грузовладельцев это стало неожиданностью...
Nissan DX ECO-X:
безопасность, производительность, экологичность
Новая серия погрузчиков DX ECO-X названа так из-за низкого влияния на окружающую среду. С ее запуском Nissan акцентировал внимание на безопасности, производительности и экологичности погрузочной техники.
Ряд DX ECO-X доступен в 6 моделях грузоподъемностью от 1,5 до 3,2 т, с высотой подъема до 7 м, как с дизельными, так и с LPG-двигателями, которые были разработаны и произведены Nissan исключительно для своих погрузчиков и являются сердцем новых моделей. Компьютеризированные системы управления двигателя гарантируют, что при любых условиях эксплуатации будет потребляться минимальное количество топлива. При этом выбросы от дизельной версии машин почти незаметны, а новый 3-позиционный катализатор сокращает вредные выхлопы от моделей LPG на 99%.
Безопасный склад
Тему безопасности склада уместно разделить на три составляющие: безопасность здания, оборудования и соблюдение норм и правил при их эксплуатации.
Мероприятия по обеспечению безопасности здания должны разрабатываться еще на начальной стадии его проектирования и продолжаться в процессе его запуска и эксплуатации. Чтобы склад можно было назвать безопасным, он должен отвечать основным требованиям и нормам - как европейским, так и действующим на постсоветском пространстве.
Оборачиваемость или обращаемость?
(Начало в № 5, июнь 2010 г.)
Казалось бы, что нового можно сказать о принципах размещения товара на стеллажах? Методика, в основу которой положен АВС-анализ номенклатуры по оборачиваемости, хорошо известна и достаточно распространена. Но это не единственно возможный и, на поверку, далеко не всегда обеспечивающий самый эффективный результат подход.
Признаки восстановления
Рынок коммерческой недвижимости Украины в I квартале 2010 г.
Обзор подготовлен компанией DTZ
Несмотря на то, что экономика Украины серьезно пострадала в результате мирового финансового кризиса и политической нестабильности в стране в преддверии президентских выборов, в I квартале 2010 г. имели место первые признаки стабилизации. Это не замедлило сказаться на состоянии рынка коммерческой недвижимости, как и на восприятии его перспектив инвесторами.