PDF-дайджест номера
Этот номер «Дистрибуции и логистики» вышел в несколько нестандартном формате - мы решили сделать своего рода экскурс в историю украинского рынка, отобрав из прошлых выпусков материалы, которые можно объединить под рубрикой «На злобу дня».
Где Вы, мистер Вульф?
Как ни крути, но самая популярная тема сегодня - как предприятию с наименьшими потерями пережить кризис. Первый момент растерянности и паники уже позади, и сейчас компании пытаются временно, пока ситуация на рынке не стабилизируется, до минимума сократить затраты. По возможности, без ущерба качеству выполнения ключевых операций, не сдавая, а желательно, и укрепляя свои позиции на рынке.
Управление затратами.
Больше прибыли от бизнеса
Повышение эффективности и устойчивости бизнеса за счет снижения затрат - важнейшая задача каждого руководителя компании в современных условиях. Всем известно: для того, чтобы получать больше прибыли, нужно или больше зарабатывать, или меньше тратить. При этом соотношение усилий, которые нужно приложить для увеличения объема продаж или сокращения затрат, явно говорят в пользу последних.
Так, для предприятия, имеющего рентабельность 10%, сокращение затрат на 2% повлияет на прибыль точно так же, как и увеличение объема реализации на 20% при неизменном уровне рентабельности. Согласитесь, 2% гораздо меньше, чем 20%.
Ликвидация неликвидов
Падение объемов продаж и снижение маржинальности бизнеса вынудило дистрибьюторские компании обратить более пристальное внимание на собственные склады, где накопилось немало товара. По сути, в ячейках стеллажей мертвым грузом лежат деньги - те самые оборотные средства, которых так не хватает. Причем нередко - в размере бюджета компании на несколько месяцев. Вопрос только в том, как превратить их в реальные доллары или гривни, необходимые для новых закупок.
Взгляд в будущее
Казалось бы, сегодня не самый удачный момент для того, чтобы пытаться заглянуть в отдаленное будущее - руководители и владельцы многих предприятий озабочены тем, как свести концы с концами в этом месяце, квартале. С осени прошлого года мир стал другим - исчезли привычные ориентиры, перестали работать отлаженные схемы, изменились потребности клиентов. Чтобы удержаться на плаву, нужно проявлять гибкость, приспосабливаться, меняться на ходу. Но как именно меняться, чтобы не только выжить, но и преуспеть в будущем? Каким оно будет, это будущее?
Уроки Великой депрессии
Многие сравнивают нынешний финансовый кризис с Великой депрессией, которая началась в 1929 г., находят много общего в их причинах и оценивают с точки зрения современности методы, примененные в 1930-х для того, чтобы исправить ситуацию на рынке.
Оседлайте бурю
Несомненно, любой бизнес чувствуют себя более комфортно, когда рынок на подъеме. Но экономика развивается циклически - подъемы чередуются со спадами. При этом наиболее успешные организации в разных странах мира рассматривают неблагоприятные, на первый взгляд, периоды, как источник новых возможностей. Это повод провести различные преобразования внутри предприятия, начиная с оптимизации операционной модели и заканчивая привлечением выдающихся лидеров. Даже при снижении затрат можно поднять моральный дух сотрудников, вовлекая их в решение общих проблем.
Конец прекрасной эпохи? Или начало новой?
Сейчас все издания и интернет ломятся от материалов, напакованных рецептами «как пережить кризис» и «как действовать во время кризиса». Число «специалистов по антикризисному управлению», появившихся на рынке, скоро сравняется с количеством еще функционирующих компаний. На фоне всего этого великолепия возникает вопрос: «Почему же при таком обилии рецептов выхода из кризиса и специалистов по антикризису мы, во-первых, оказались в нынешней ситуации, а во-вторых, все еще ее не преодолели.
Время простых решений
Есть такая украинская пословица: «У сусіда жінка завжди краща». Многим кажется, что больше всего трудностей именно в их бизнесе, а в других отраслях работать легче. Когда проезжаешь мимо магазинов стройматериалов, видишь, сколько там стоит машин, завидно становится. А если еще знаешь, что товар там дают на реализацию... В компьютерном бизнесе на реализацию никто ничего не дает.
Кризис победим!
Финансовый кризис постепенно заражает дистрибуторов и производителей паникой. Мысли: «объем продаж», «доля рынка» в один миг меняются на «стоп отгрузкам», «сбор дебиторской задолженности». Всегда ли это правильно?
Цепная реакция
В период экономического роста для производителя вопросом номер один было максимальное присутствие в рознице и захват полочного пространства. Ритейлеры также стремились к экспансии, расширяя торговые площади. Дистрибуторы в меру своих сил содействовали этой гонке. Резкое прекращение денежного дождя сместило акценты в деятельности всех участников этой цепи - на первое место вышли финансовые вопросы.
Брак по расчету
Бизнес-процессы существуют на складе всегда, вне зависимости от того, насколько руководство их осознает и контролирует. Они когда-то кем-то созданы, чтобы обеспечивать выполнение определенных задач. Но со временем, если их не мониторить и не реорганизовывать в соответствии с меняющимися задачами и условиями, процессы становятся менее эффективными, и возникает потребность в их оптимизации.