Централизация логистики розничной сети:
просчитать и не просчитаться
Бурный рост и расширение географии розничной сети ставят на повестку дня множество проблемных вопросов, связанных с управлением поставками и ассортиментом. В разных регионах доступный к закупке ассортимент может сильно отличаться: позиции, по которым есть хорошие продажи и прогнозы, в некоторых городах найти просто невозможно. Управлять сетью и поставками становится довольно сложно, особенно, если нет общих для всей сети стандартов, в т.ч. так называемого национального ассортимента.
А по мере его выработки перед логистикой становится задача постоянно поддерживать его на достаточном уровне во всех магазинах сети. Именно это и приводит к необходимости централизации логистики и организации работы через распределительные центры. Решать задачу перехода к централизованной логистике можно двумя путями: организовать собственный распредцентр для работы с поставщиками и магазинами или воспользоваться услугами логистического оператора. Хотя встретить сеть, которая отдала бы полное и безоговорочное предпочтение одному их этих путей, можно очень редко - большинство создают различные комбинированные схемы, в которых присутствуют и прямые поставки, и работа через РЦ или кросс-докинговые платформы, причем часть грузопотоков отдаются в обслуживание логистическим операторам, а часть обрабатываются самостоятельно. Четыре кита логистики РЦ от компании «ИМВО»
Опыт внедрения - 200 тыс. м2 распределительных центров в Украине, России, Казахстане, Грузии, Молдавии и Белоруссии - определил для нашей компании основные критерии, которые мы учитываем при разработке и производстве стеллажного оборудования для распределительной логистики. Продуктивность, надежность, безопасность, эффективность - вот те киты, на которых базируется построение эффективной работы распределительного центра.
Долгий путь к совершенству
Распределительные центры продовольственных сетей
Во многих украинских продовольственных торговых сетях распредцентры, на которые возлагаются большие надежды, работают в режиме обычных складов, причем достаточно дорогих. Почему так происходит и как это влияет на всю логистическую цепочку, мы попросили рассказать консультанта по логистике Станислава ЗИНЧЕНКО.
- Чтобы понять, почему распредцентры сетей не всегда работают должным образом, надо сначала разобраться, какие задачи перед ними ставились, и как эти задачи понимает руководство большинства отечественных розничных компаний, - считает эксперт.
Когда торговая сеть увеличивает количество торговых точек, она рано или поздно сталкивается с проблемой обеспечения этих точек товаром. Решать ее можно двумя путями:
1) обязать поставщиков систематически доставлять товары во все магазины. Это вроде бы несложно, но в таком случае приходится делиться прибылью с партнерами, ведь логистика «съедает» часть их маржи. Да и сбои при прямых поставках неизбежны, ведь заработок поставщика от объемов продаж магазина напрямую не зависит;
2) обзавестись собственным распределительным центром, застраховав себя тем самым от ненадежности поставщиков. Кроме того, РЦ позволяет оставлять всю дистрибьюционную маржу себе и получать значительные скидки при больших объемах закупок товара.
«Дистрибуция под ноль» по-украински
Как бы ни было сложно что-либо планировать в условиях сверхдинамичного украинского рынка, высокие логистические технологии, требующие предельной точности и согласованности действий участвующих в процессе сторон, находят себе место и у нас. Так, отдельным розничным операторам Украины удалось внедрить на своих РЦ технологию «дистрибуции под ноль» (pick-by-line). Естественно, уделив особое внимание специфике работы с отечественными поставщиками.
Принимая решение о начале такого рискованного и сложного проекта, как внедрение технологии pick-by-line, его инициаторы преследовали несколько целей.
Первая - это оптимизация товарных потоков. При достижении определенного объема отгрузок, когда сеть включает значительное число магазинов в разных регионах страны, а представленный в ней ассортимент намного превышает порог в 10 тыс. артикулов, неизбежно возникают сложности, связанные с разделением товаропотоков и доставкой товаров в торговые точки. Вторая цель проекта - оптимизировать остатки в торговых точках. Когда речь идет о свежей продукции, управление остатками играет значительную роль, т.к. over-stock или out-of-stock могут повлечь серьезные проблемы в менеджменте товаропотока, работе с покупателями и пр.
Кроме того, ставилась цель стандартизировать процессы склада, ведь для того, чтобы управлять значительным ассортиментом при «дистрибуции под ноль», необходимо организовать совершенный, но достаточно простой технологически бизнес-процесс, доступный пониманию людей, которые готовят продукцию к отправке на магазины.
И, наконец, проект должен был позволить улучшить процессы планирования и управления всей обширной цепочкой поставок, начиная от магазина и заканчивая производителем.
Общенациональная доставка от УВК
Если стратегии - излюбленная тема рассуждений экспертов и консультантов по бизнесу, то их практическое воплощение - любимая тема скептических анекдотов, бытующих в среде менеджеров нижнего и среднего звена. Ведь стратегическая ясность не отменяет массив прикладных проблем, от эффективности решения которых зависит работоспособность бизнес-системы. Благодаря умению решать такие проблемы, а также развитой инфраструктуре, оптимальным организационным схемам и передовым логистическим технологиям, компания УВК предлагает своим клиентам реализацию оптимальных стратегий при самом высоком уровне сервиса.
Секреты американской ритейл-индустрии
Люди в Украине, России и некоторых других постсоветских странах давно уже тратят на покупку продуктов питания никак не меньше, чем граждане США. Этого вполне достаточно для быстрого развития торговых сетей. С начала века мы стали свидетелями массового открытия различных супер , гипер и минимаркетов, магазинов у дома и торговых предприятий других современных форматов, коренным образом изменивших жизнь обычного покупателя. Но догнали ли мы в этой отрасли Америку? Отличается ли ее ритейл от нашего и чем именно?
Чтобы выяснить это и подробнее изучить принципы работы американской розницы, компания FastForward организовала для ведущих специалистов отечественного ритейла менеджмент-тур в Соединенные Штаты. В его ходе состоялись многочисленные презентации, встречи с топ-менеджерами и руководителями торговых сетей, причем не только крупных, но и сравнительно небольших, локальных. Это позволило увидеть общую картину американской торговли со всеми ее плюсами и минусами, оценить достижения и подумать над тем, каких ошибок стоило бы избежать.
Своими впечатлениями от поездки делится руководитель санкт-петербургского представительства компании «Дымов» Роман РОМЕНСКИЙ.
IT для ритейла
Роль информационных технологий в развитии сетевой розницы переоценить практически невозможно. Особенно в современных условиях, когда период бурного роста остался позади, и на первый план выходят вопросы оптимизации и «тонкой настройки» бизнеса. Это диктует потребность в качественных системах управления, позволяющих оперативно собирать и анализировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений. С ростом сетей и требований рынка программные продукты, которыми пользуются компании, не всегда в полной мере справляются с этими задачами. Но вопрос об их замене на более производительные отечественные или зарубежные решения зачастую решается непросто.
Предложение систем автоматизации для розничной торговли на украинском рынке широко и разнообразно. Так же, в принципе, как и потребности работающих в этом сегменте компаний. А они определяются, прежде всего, масштабом бизнеса и его территориальной распределенностью, а также выбранной стратегией его развития, специализацией (FMCG, DIY, БТиЭ и др.) и многими другими факторами, вплоть до уровня компетенции руководства.
Построение системы оплаты труда
Как теория работает на практике
Как показывает практика, фонд оплаты труда является второй по размеру статьей расходов компании после оплаты за сырье, товары и т.п., и всякий раз, когда прибыль уменьшается, владельцы и генеральные директора посматривают именно на нее. Ведь без сырья заводы остановятся, без товара магазины закроются, а вот ФОТ можно как-то «оптимизировать». Но можно ли уйти от его постоянного пересмотра? Давайте разберемся, что можно сделать для этого.
Немного теории. В приложении к работе с персоналом небезызвестный закон Парето будет звучать так: 80% дохода ком¬пании приносит 20% сотрудников, 80% проблем создают другие 20% сотрудников. На¬глядно увидеть это можно, построив кривую Гаусса. 20% сотрудников, которые находятся в зоне А, приносят компании 80% дохода, а 20% сотрудников зоны С - 80% проблем. Остальные 20% дохода и 20% проблем приходятся на 60% сотрудников из зоны Б.
Давайте рассмотрим каждую категорию сотрудников подробнее. Зона А - это те, кто делает работу и добивается результата, даже когда руководитель «не стоит над душой». Наверняка у вас в компании есть как минимум несколько человек, которым вы доверяете и которые взяли на себя львиную долю работы. Они бывают вежливыми или грубыми, красивыми или не очень, веселыми или хмурыми, воспитанными или невежами - в общем, очень разными людьми. Объединяет их одно: способность давать результат.
Куда и почему уходят директора по логистике?
В сети профессиональных контактов LinkedIn в группе UkrLogistics (Distribution & Logistics) началось обсуждение еще одной интересной темы: что заставляет опытных логистов уходить из компаний? Не ценят? Мало платят? Нет перспектив роста? Или работа просто «приедается», и хочется попробовать что-то новое? Можно ли считать нормальной такую ситуацию, или в перспективе что-то должно измениться? Что нужно для этого?
Новое поколение техники OMG
Компания OMG (Италия) представила новое поколение самоходных штабелеров, которое отвечает самым современным требованиям к складской технике.
В соответствии со стратегией развития ассортимента, компания OMG выпустила полностью новое поколение электрических самоходных штабелеров. Первыми его представителями на рынке стали модели 716 K ac и 720 K ac грузоподъемностью 1,6 т и 2,0 т соответственно.
Как строится новый РЦ
Примерно в конце сентября торговая сеть «Космо» собирается запустить в эксплуатацию новый распределительный центр. Конечно же, его работу постараются организовать в соответствии со всеми современными требованиями. Директор по логистике этой сети Юрий ГРИЦИШИН согласился поделиться с нами планами по обустройству РЦ и рассказал, что мечтает об управлении всеми логистическими процессами в режиме реального времени. Хотя ставка при этом делается не только на новейшие ІТ-разработки
Специализированные РЦ для ритейла:
с поправкой на действительность
О существенных различиях между желательными и практически возможными методами организации внутреннего пространства и бизнес-процессов распределительных центров розничных сетей ДиЛ рассказывает эксперт-консультант по логистике Дмитрий РУДЮК.
ДиЛ: Существует мнение, что одна из главных проблем распределительных центров торговых сетей заключается в том, что они построены и организованы как обычные склады, в то время как для ритейла необходимо учитывать целый ряд специфических бизнес-процессов и соответствующим образом проектировать РЦ, его зонирование и т.д.
- В некоторой мере так оно и есть. Ведь согласно теории, строить следует не процессы под склад, а склад под процессы. Т.е. именно технологии обработки товарных потоков являются основой при определении того, какой склад необходимо создавать.
Однако этот тезис можно сравнить с рекомендациями учебников относительно выбора места расположения склада. Есть масса методов и моделей, которые описывают принципы правильного размещения складов, но все они в той или иной мере условны. Эти теоретические положения необходимо знать и максимально учитывать, но их использование всегда будет ограничено практическими обстоятельствами: доступностью земли, коммуникаций и ресурсов, которые необходимы для работы склада, и т.д.
Бюллетень УЛА № 4
Публикация проекта по радикальной реструктуризации службы логистики группы компаний Geberit GmbH, занявшего третье место в европейском рейтинге ЕЛА