TMS-коммуникация
Прошло около 10 лет с момента появления на рынке Украины такого продукта, как системы автоматического планирования и наблюдения за грузоперевозками, сегодня широко известные под аббревиатурой TMS (Transport Management System). И хотя основу любой такой системы составляют именно модули мониторинга и планирования, на сегодняшний день их функционала уже явно недостаточно. Для современного динамичного, перенасыщенного предложениями рынка необходимо нечто новое - то, что, во-первых, позволит оперативно объединять ПЛАН и ФАКТ, а во-вторых, даст реальные конкурентные преимущества пользователям.
Подробнее
TRANSMARKET в тандемі з KOGEL
На українському ринку європейської причіпної техніки ТОВ «ТРАНСМАРКЕТ» працює вже рівно рік, і за цей час багато перевізників встигли не тільки познайомитися з ним, але й придбали запропоновану техніку - прекрасні напівпричепи KOGEL. Проте існуючим і потенційним клієнтам, певно, буде цікаво дізнатися про деякі обставини появи цієї компанії на ринку, про її перші здобутки і подальші перспективи. Про них розповідає генеральний директор компанії Вадим ІСКРА.
Детальніше «X-файлы» прорывных бизнес-решений
10-13 ноября состоялось самое масштабное событие 2011 г. в области эффективного управления бизнесом - III Европейская TOCICO-конференция «Х-файлы». В ней приняли участие 120 владельцев и топ-менеджеров крупнейших компаний различных отраслей из США, Бразилии, Германии, Израиля, Чехии, Литвы, Молдовы, Италии, России и Украины. За дни ее работы было открыто максимальное количество «секретных файлов» - последних достижений ТОС в области управления производством, дистрибуцией, ритейлом, стратегического планирования и технологии внедрения изменений.
Все они в той или иной мере отражают «наследие» доктора Элияху Голдратта - «гуру переворота в бизнесе». Вот только некоторые из них:
- Успех (или неудача) исходят не от уникальности продукта, а создают уникальность продукта.
- Там, где есть хвост, есть собака: когда все вы видите «хвост» - горстку клиентов с особыми потребностями, это означает, что есть и «собака» - реальный потенциальный рынок для нового предложения, который вы пока не видите.
- Проекты срываются потому, что оценка времени реализации входящих в них задач становится обязательством по их реализации.
- Анализ успехов (когда ситуация лучше, чем ожидалось), а не только неудач (ситуация хуже ожидаемой) содержит большие возможности для капитализации, но только если вы сможете их разглядеть.
- Конфликты моих клиентов - мои конфликты.
- Причина, по которой мы действительно должны изучать предмет, - это желание его улучшить.
- Никогда не говори «Я знаю», старайся всегда и все ставить под сомнение.
Шестой международный Logistics Forum'2011
22 ноября более сотни профессионалов и лучших практиков в управлении Supply Chain крупных украинских и российских компаний собрались на шестой международный Logistics Forum'2011, организованный компанией Meeting Point.
За время своего существования Logistics Forum стал одной из наиболее признанных площадок для профессиональных встреч и общения директоров и специалистов по логистике крупнейших украинских и международных компаний. Cпециалисты логистики и SCM приходят на это мероприятие, чтобы обменяться опытом по оптимизации бизнес-процессов во всех звеньях цепи поставок и эффективному использованию ресурсов, найти потенциальных бизнес-партнеров и провести предварительные переговоры. Об этом напомнила присутствующим в своем приветственном слове модератор форума - руководитель отдела продаж наземного транспорта компании DB Schenker Елена ШАПОВАЛ...
Master'ская настройка
25 ноября прошла VI Всеукраинская практическая конференции: «Master'ская настройка эффективного управления цепочкой поставок», организованная В2В Медиа-группой TradeMaster® Group в рамках празднования Всеукраинского дня логиста.
Участниками конференции стали более 110 специалистов по логистике из торговых и производственных компаний, которые получили возможность услышать и обсудить практические решения по оптимизации процессов в цепи поставок, представленные двумя десятками экспертов отрасли. Так, модератор конференции, директор по логистике РК «Евротэк», бизнес-тренер Андрей ОРЕХОВ показал инструменты управления логистической составляющей в себестоимости товара и способы ее снижения на различных этапах цепочки поставок. Руководитель отдела дальних перевозок Coca-Cola Bevereges Ukraine Limited Владислав КАРПЕЦ рассказал об инструментах эффективного взаимодействия с поставщиками транспортных услуг, позволяющих оптимизировать затраты, в т.ч. о преимуществах и недостатках кольцевания маршрутов...
Реорганизация логистики: первые шаги
Вопрос об оптимизации затрат ставится практически на каждом предприятии, но речь не о точечных решениях, а о полноценной реорганизации заходит, как правило, лишь при смене собственников и/или топ-менеджмента. Так произошло и в «Крымской водочной компании». При этом задача реформировать логистическую систему выпала на долю нового директора по логистике Владислава КУРАЕВА. В интервью ДиЛ он рассказывает о первых шагах на этом нелегком пути и планах на ближайшее будущее.
- Необходимость в реорганизации возникла в связи с тем, что затраты компании на дистрибуцию в расчете на единицу продукции (в нашем случае 1 декалитр, дал) были выше, чем в среднем по отрасли. Чтобы понять, почему, нужно было оценить эффективность процессов, связанных с обслуживанием товарных потоков - в частности, со складской обработкой и доставкой. И первые решения, принятые по результатам такой оценки, были больше административные, нежели логистические.
Скажем, на тот момент компания содержала склады в расчете на хранение сезонного объема продукции, и в межсезонье в некоторых филиалах они были заполнены лишь на 10-15%. Это, естественно, не лучшим образом сказывалось на прибыльности - доходы в это время падали, а затраты на содержание складов и офисов оставались неизменными. Поэтому первой нашей задачей стала оптимизация складских площадей. Просчитав реальную потребность в них, мы сократили порядка 10 тыс. кв. м, которые до тех пор были просто балластом.
Решение несоответствий в цепочке поставок
На сегодняшний день большинство компаний уже имеют определенный опыт и почувствовали необходимость решения различных отклонений и несоответствий в цепочке поставок. В частности, тех, которые связаны с передачей ответственности за груз на всем его пути от производителя до потребителя.
От звена к звену цепи поставок товары переходят, как правило, объемными партиями - часто сотнями тысяч единиц различных артикулов. И при приемке груза получателем нередко обнаруживаются недостачи, излишки или пересорты - те самые несоответствия, которые влияют на взаимоотношения участников логистической цепочки и порой становятся причиной весьма существенных потерь в денежном эквиваленте.
Сталкиваясь с такими проблемами, стороны рано или поздно находят компромиссные решения. Чаще всего, опираясь на статистику, они рассчитывают и фиксируют в договорных отношениях допустимый процент потерь. Он может быть разный зависимости от сегмента рынка и группы товаров - к примеру, для некоторых видов пищевых продуктов составляет до 0,7% стоимости доставленной партии, для товаров промышленной группы - до 0,3%.
Фармлогистика по-украински
Цепочка поставок фармацевтической продукции достаточно специфична, и ее обслуживание - это отдельное направление логистического бизнеса. 3PL-компании, традиционно работающие в сегменте FMCG, не торопятся полноценно развивать его. И дело здесь не только в особенностях складской обработки, жестких требованиях к транспортировке, большой номенклатуре и различного рода дополнительных разрешениях и лицензиях. Фармлогистика в Украине - это обособленный сегмент со своими законами, стандартами, подходами в управлении и т.п., который в огромной степени интегрирован в рынок дистрибуции фармпрепаратов.
Как известно, более 70% фармацевтической продукции на нашем рынке - импортного происхождения. При этом зарубежный производитель может работать в Украине по одному из двух сценариев. В первом случае он создает представительство без права ведения коммерческой деятельности, которое занимается, по сути, исключительно продвижением продукции, а ее поставки в опт и розницу находятся в ведении локального дистрибьютора, который формирует сеть сбыта, определяет ценовую политику и решает все логистические задачи...
Компания MARS: «Программа-2017»
Формирование будущего через кооперацию в сфере логистики для FMCG
Мы продолжаем знакомить читателей с лучшими проектами European Award for Logistics Excellence. Победителем рейтинга 2010 г. стала компания MARS SERVICES GMBH (Германия), представившая кейс по организации стратегической кооперации «Программа-2017».
(Начало в № 9, ноябрь 2011 г.)
Прежде, чем обсуждать возможные пути кооперации в логистике, нужно хорошо понимать стратегию потенциального партнера и суметь показать ему, как и за счет чего, объединив усилия, обе стороны могут получить дополнительные преимущества. Как только этот базис наработан, может начинаться фактическое развитие сотрудничества.
Ключом к его успеху в рамках «Программы-2017» является выстраивание личных контактов между руководителями подразделений компании Mars и ее партнеров - менеджерами по логистике в промышленности и торговле, бизнес-менеджерами логистических операторов. Проекты сотрудничества всегда несут в себе определенные риски, поскольку их успех зависит от готовности каждого из партнеров продолжать совместную работу, и прямые личные отношения между лицами, принимающими решения, помогают достичь необходимого уровня доверия. Кроме того, прямой личный телефонный контакт повышает скорость процессов в проекте.
Логисты. Какими они бывают
По мнению консультанта-логиста Станислава ЗИНЧЕНКО, источники конфликтов во взаимоотношениях отделов логистики с другими подразделениями их руководителям следует искать в самих себе. Звучит это хоть и не очень лестно, но обнадеживающе, ведь если проблема лежит в зоне твоей ответственности, ее можно решить собственными силами.
- Краеугольный камень взаимоотношений с другими отделами - это то, что представляют собой сами логисты, - уверен эксперт. - Если 5-7 лет назад, когда логистика в Украине только зарождалась, ее «поднимали» энтузиасты, приходившие из подразделений какого угодно профиля, то сейчас ситуация выглядит несколько иначе. Уже к 2008 г. многие состоявшиеся специалисты исчерпали возможности развития в логистике и ушли в коммерцию, производство либо в управленческое звено. И сегодня мы можем наблюдать новую генерацию логистов, которая начала формироваться в 2007-2008 гг. и сейчас набирает силу.
Внутри это «новой волны» есть несколько категорий менеджеров.
Первую можно условно назвать «функциональщиками». Это люди, большая часть профессиональной деятельности которых была связана с одной из логистических функций - транспортом, складом, дистрибуцией и т.п. По мере развития они становились руководителями сначала своего функционального звена, а потом и всей логистики предприятия. У них есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, они прекрасные хозяйственники и хорошо знают суть своей работы, с другой - именно у них возникает больше всего проблем в коммуникациях с прочими отделами.
Управление отношениями с ключевыми клиентами
(Начало в № 9, ноябрь 2011 г.)
В условиях жесткой конкуренции и ограниченности финансовых ресурсов создание дополнительной ценности для ключевых клиентов является одной из главных целей любого бизнеса, особенно в сегменте В2В.
Принятая сегодня во многих компаниях практика назначения менеджеров по работе с ключевыми клиентами (key account manager, KAM) не означает, что остальные специалисты в такой работе не участвуют. Особенно в сегменте В2В, где в процессе согласования условий поставок велика роль технических, сервисных, логистических, финансовых подразделений. Да и от производства с контролем качества восприятие клиентом ценности поставщика зависит в немалой степени. KAM является лишь руководителем проектной группы и согласовывает общие усилия. А чтобы эта задача выполнялась эффективно, необходимо каждые полгода (год) проводить аудит общего состояния работы с клиентами и разрабатывать детальный план действий.
Показатели рентабельности: просчеты в расчетах
Если у менеджмента компании-дистрибьютора нет четкого понимания, на каком уровне находятся показатели рентабельности продаж, инвестиций/активов и собственного капитала, это может привести к потере платежеспособности на фоне стремительного роста продаж, сопровождающегося разбуханием оборотного и краткосрочного заемного капитала.
Отсутствие финансового отдела или низкий уровень квалификации его сотрудников - увы, далеко не ред¬кость для отечественных коммерческих предприятий. Как правило, это следствие равнодушного отношения собственников и правления к качеству учета и финансам в целом, что особенно вероятно, если компания длительное время не испытывает финансовых трудностей за счет:
• значительных/избыточных вливаний в уставный фонд на момент запуска бизнеса;
• высокой прибыли, которая годами не изымается из бизнеса (нет выплаты дивидендов);
• отсутствия существенного роста продаж/расширения бизнеса в течение года;
• отсутствия одновременного запуска ряда крупных инвестиционных проектов.
Это позволяет менеджменту расслабиться, ведь денег на оплату счетов хватает, и вопрос, правильно ли рассчитываются прибыль и рентабельность, даже не поднимается. Никто не анализирует эти показатели, не сравнивает с аналогичными за предыдущие периоды и/или на предприятиях-лидерах отрасли. Ошибки накапливаются годами, как снежный ком, и с каждым отчетным периодом разобраться в цифрах становится все сложнее и дороже. Тем более, если исторические данные просто теряются, когда сваливаются в одну «кучу» без возможности последующей идентификации - например, для привязки к конкретному товарному сегменту/направлению бизнеса или подразделению/центру финансовой ответственности.
Новые правила на таможне
Не успели утихнуть страсти вокруг Налогового кодекса, который, очевидно, еще долго будет корректироваться и дополняться, как Верховная Рада приняла во втором чтении Закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины». Это событие не вызвало такого общественного резонанса - по крайней мере, обошлось без масштабных митингов и акций протеста. Ведь в доработке документа принимали участие представители оппозиции и бизнеса, и в его окончательном варианте, по словам главы комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталия ХОМУТЫННИКА, было учтено около 2 тыс. поправок, в т.ч. нормы Таможенного кодекса ЕС в редакции 2008 г.
Чиновники и таможенники заявляют, что теперь украинское таможенное законодательство отвечает всем международным конвенциям и стандартам и значительно упрощает бюрократическую таможенную процедуру.
Главные новеллы ТКУ
О достоинствах и недостатках нового варианта Таможенного кодекса, а также об опасностях, которые могут подстерегать бизнес после его введения в действие, с участниками осенних логистических форумов говорил директор по логистике компании «Ост Вест Экспресс» Борис МОГОРЫЧОВ - активный член Общественного совета и рабочей группы по ускорению пересмотра регуляторных актов при Гостаможслужбе Украины.
Сегодня украинские компании сталкиваются с огромными трудностями при работе с таможней. Многие хотели бы верить, что со вступлением в силу обновленного ТК ситуация хоть немного изменится к лучшему. Но гарантий, что этот документ будет работать именно так, как планировали участники рабочих групп при его подготовке, к сожалению, нет. Хотя бы потому, что в нашей стране все еще немало чиновников, которые трактуют любые законодательные и нормативные акты по-своему или даже просто их не читают.
- Что касается самого механизма, как принимался Таможенный кодекс, могу сказать, что, в отличие Налогового, этот действительно обсуждался, - рассказал Б. МОГОРЫЧОВ. - Была создана рабочая группа с привлечением отечественных и европейских экспертов, членов бизнес-ассоциаций и представителей таможенной службы. Более того, каждый желающий мог вносить свои предложения через Общественный совет при ГТСУ, Ассоциацию таможенных брокеров и другие профильные объединения. В результате документ вышел если не очень хороший, то, во всяком случае, неплохой. По сравнению с тем, что было, это шаг вперед. Стоит подробнее остановиться на его новациях - тех моментах, которые раньше либо вообще не были урегулированы, либо регулировались отдельными приказами, но в Кодексе оговорены не были.
Документы - ключ к деньгам
(Начало в ДиЛ № 9, ноябрь 2011 г.)
О том, как адекватное отношение к «формальностям» способно защитить стороны транспортного процесса от крупных финансовых неприятностей. По итогам мастер-класса «Документы на транспорте - ключ к вашим деньгам», который прошел под руководством юристов компании «Международная юридическая служба» Натальи МИРОШНИЧЕНКО и Артема СКОРОБОГАТОВА в рамках VII международной конференции «Практика морского бизнеса: делимся опытом».
Дело № 2. Общая авария
Разговоры об общей аварии, как правило, крутятся вокруг участников ситуации, так или иначе связанных с морскими перевозками, и, соответственно, в той или иной степени компетентных в данных вопросах - экспедиторов, перевозчиков, страховщиков, агентов и пр. В то же время, мало кто обращает внимание на конечного потребителя услуги перевозки - грузополучателя-импортера, который зачастую не просто не разбирается в тонкостях международной морской практики, но и слабо представляет себе, что такое морские документы, никогда не видел коносамента и не слышал о том, каким требованиям должен соответствовать страховой полис. И едва ли кто-то из экспедиторов, с которыми он обычно работает, подскажет ему, что при оформлении сделки на условиях CIF стоит поинтересоваться, какая страховая компания выдаст полис на груз. Не приходится надеяться и на то, что экспедитор порекомендует более надежного страховщика, поскольку цена страховки при этом может вырасти.
ТМ Skiper: еще больше техники для склада
Уже более пяти лет продукция ТМ Skiper известна украинским покупателям. За это время гидравлические тележки и штабелеры этой торговой марки заняли лидирующие позиции на рынке - в первую очередь, благодаря удачному сочетанию высокого качества и разумной цены. В соответствии с утвержденной правлением стратегией развития, компания Skiper продолжает экспансию, прежде всего, за счет расширения ассортимента складской техники.
Помимо уже известных украинскому покупателю моделей гидравлических тележек SK25 Profi грузоподъемностью 2,5 т и SKF25/30 Profi г/п 2,5-3,0 т с усиленным гидравлическим узлом, в этом году на рынке были представлены новые модели, которые позволяют выполнять нестандартные задачи и повысить эффективность складских работ.
Автоматизация склада: преимущества и проблемы
Внедрение современных технологий на складе уже не являются экзотикой для украинского рынка и все чаще рассматривается как реальный путь повышения производительности и оптимизации расходов. Однако для многих предприятий автоматизация складских процессов - дело все-таки новое, и никто не застрахован от ошибок при реализации подобных проектов. А любая ошибка может привести к тому, что компания не получит ожидаемого результата, и деньги, инвестированные в ПО и оборудование, фактически окажутся выброшенными на ветер.
Об особенностях автоматизации работы склада на примере крупной логистической сети рассказывает директор компании SMART Business Кирилл РУДНЕВ.
- Прежде, чем внедрять систему автоматизации на складе, компания должна пройти определенные этапы развития, - подчеркивает эксперт. - Ведь нельзя организовать работу склада на основе самых современных технологий, отделив его от остальных процессов, происходящих в компании. В этом случае просто ничего не получится.
Представим себе ситуацию, когда склад компании работает четко, а планированию грузопотоков уделяется недостаточно внимания. Тогда груз, подготовленный к отправке, скажем, к девяти утра, может простоять в ожидании транспорта до семи вечера. Много ли выиграет при этом компания? Такова цена оптимизации работы склада без привязки к планам подачи автомобилей под загрузку или (при самовывозе) согласования времени отгрузки с клиентами. Подобные ситуации никак не удастся исключить, если планировать складские процессы отдельно от всех остальных, и тогда эффект от внедрения современных технологий на складе будет сведен к нулю архаическими правилами работы других подразделений.